Что такое буктрейлер

PROкино
же давно хорошим тоном стал делать к любому фильму трейлеры - рекламные ролики, дающие зрителю понять, о чём фильм и как круто он снят. То же самое, наконец, начало происходить и в книжном издательстве. Рекламные кампании по выходу в свет новой книги медленно, но верно начинают затрагивать сферу кинопроизводства.

Видеоролики, предваряющие продажи печатных историй, пока в основной своей массе просты и топорны, но уже появляются удачные и даже увлекательные буктрейлеры, помогающие читателю определиться с выбором новой книги.

Если вы наберёте в поисковике слово «буктрейлер», то вам десятки сайтов, начиная с Википедии, будут твердить, что основная ценность видеоролика по книге — это не просто реклама, а прямо-таки популяризация — или даже пропаганда! — чтения. Ничего подобного. Ведь трейлер фильма никоим образом не пропагандирует просмотр кинофильмов вообще. Он направлен исключительно на рекламу конкретного кинопродукта. Так и с книгами. А вот эта несколько притянутая цель — следствие того, что наши издательства, авторы и читатели получили в руки инструмент, а как его применить, пока не совсем разобрались. Отсюда пошла ещё одна ошибка, затянувшая победный выход буктрейлеров в широкие массы: на их производство стали ориентироваться библиотеки, школы и вузы. Со всеми вытекающими — низкое, в основном, качество и полное отсутствие интереса к буктрейлерам взрослого населения, масса фестивалей и конкурсов, участниками которых могут стать исключительно школьники.

Что такое буктрейлер по книге

Итак, вот вам наше определение:

Буктрейлер — видеопрезентация книги, созданная для побуждения потенциального читателя эту книгу приобрести.

Именно в таком качестве вышел первый видеоролик по книге Кристин Фихан «Темная симфония» (про вампиров, если что). Это событие произошло в 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане и стало точкой отсчёта пока ещё крайне короткой истории буктрейлеров в мире. В нашей стране за такую точку отсчёта берут 2011 год и буктрейлер по книге Алексея Маврина «Псоглавцы». Но тут создатели ролика слукавили и всех ввели в заблуждение, проведя рекламную кампанию под лозунгом «первый российский профессиональный буктрейлер». За давностью лет уточнение «профессиональный» ожидаемо затерялось и осталось только «первый в России». Это как в кино — попробуйте набрать в поисковике «Самый лучший фильм» и сотни сайтов вам выдадут комедию 2007 года с Харламовым и Галустяном.

Что такое буктрейлер

Так вот, буктрейлеры в России выходили и до «Псоглавцев». Например, по книге Вячеслава Корнева «Философия повседневных вещей». Авторы назвали ролик «короткометражный фильм, посвященный выходу книги». И действительно, в кинопроизводстве 10 минут — это не трейлер, это короткометражка. Или вот трейлер по книге Андрея Макаревича «Наше вкусное кино»… Нет, не ищите на Ютубе и не смотрите. Это бездумный набор фотографий, больше напоминающий вордовскую презентацию. Что у меня лично вызывает недоумение — Макаревич к 2010 году имел уже огромный опыт работы на телевидении и в кино и вполне разбирался в процессе видеопроизводства. Как он пропустил такое низкое качество – непонятно…

Но продолжим. Если с формулировкой, целью и задачей буктрейлера мы уже определились, то теперь можно поговорить о формате и жанрах.

Виды и жанры буктрейлеров

Все, кто хоть как-то берется классифицировать буктрейлеры, в определённый момент начинают путаться в показаниях. А ключ к жанровому разнообразию прост. Если такой инструмент, как трейлер по книге, пришёл из кинематографа, то и применять к нему нужно тот же подход. То есть, видов такого киноискусства, как буктрейлер, три — игровой, неигровой и анимационный.

Что такое буктрейлер

С первым всё понятно: книга становится своеобразным сценарием для игрового буктрейлера, жёстко определяя его жанр. Конечно, и буктрейлер на сказку «Колобок» можно снять в жанре триллера или детектива — он будет забавен и позволит по-новому взглянуть на старую историю. Но если предположить, что кто-то совсем не знаком с этой сказкой и захочет почитать её после просмотра подобного буктрейлера, то его будет ждать разочарование. А неоправданные ожидания читателя — не лучшая реклама для книги.

На создание игровых буктрейлеров сейчас решаются лишь немногие издательства и авторы.

Зато этот вид активно используют в школах — детям интересно принять участие в съёмках фильма по книге, процесс обучения становится захватывающим, а программа по литературе усваивается легче.

С третьим видом — анимационными буктрейлерами — тоже сложностей нет.

Кроме тех, что их создание занимает больше времени, а сам создатель должен обладать определёнными навыками в анимации и компьютерной графике. Поэтому сейчас такими буктрейлерами занимаются в основном детские студии анимации или студенты кинематографических вузов — оттачивают мастерство перед своим выходом на большие экраны.

Всё остальное разнообразие буктрейлеров укладывается во второй вид — неигровые. Это и простое обращение автора к читателям, и атмосферные постановочные буктрейлеры, созданные на деталях и крупных планах, и трейлеры, основанные на компьютерной графике, картинках и фотографиях, и те, в создании которых используются уже снятые кинофильмы.

Что такое буктрейлер

И вот тут совершенно необходимо уйти в юридическую плоскость. Соблюдение авторских прав на видео, фото и музыку, меньше всего затрагивает школы, вузы, библиотеки, фестивали и конкурсы буктрейлеров. Потому что в этих случаях использование некоммерческое, а украденное в образовательных целях украденным не считается. Разумеется, если создателем буктрейлера по-честному указаны используемые в видео источники. А вот авторам книг (и тем более — издательствам), выбравшим буктрейлер как инструмент рекламы для продвижения продаж, нужно быть крайне осторожными в вопросах авторского права. На видео хостинге YouTube (а именно там сейчас предпочитают размещать львиную долю созданных буктрейлеров) ревностно следят за авторскими правами, и претензии по ним заметно снижают рейтинг канала — вплоть до его блокировки при систематических нарушениях.

О соблюдении авторских прав при создании буктрейлера мы поговорим отдельно в следующих публикациях, а сейчас — о формате.

Формат буктрейлера

Что в себя включает определение «формат» по отношению к книге? Это размер. А по отношению к видео? Это структура видеофайла. В других случаях формат — это способ построения и подачи, форма проведения мероприятий или совокупность установленных правил.

Узкоспециальной информацией — вроде расширения видеофайлов и кодеков — мы вас загружать не будем. А подробно поговорим о размере и способе построения буктрейлера.

буктрейлер

15 лет назад на нашем региональном телеканале выходила программа «Деловые вести». Тогда для повышения самоокупаемости канала просто необходимо было выпускать рекламные сюжеты в формате новостей — открытие магазинов, допофисов банков, новости с фондовых рынков. Вот такими съёмками мы и занимались. Когда заказчику объясняли, что хронометраж сюжета составит полторы минуты, их лица вытягивались – «Так мало?». И до сих пор многие считают, что полторы минуты эфирного времени — это очень мало. Но посмотрите любой современный выпуск новостей: длительность проходных сюжетов (то есть, не встреч и заседаний с участием первых лиц и не разбор чрезвычайных происшествий) составляет в среднем как раз полторы-две минуты. Достаточно, чтобы понять суть, не правда ли?

Если обратить своё внимание на видео хостинги, то там мы тоже видим тенденцию на уменьшение хронометража роликов. Можно объяснить это и пресловутым клиповым мышлением, можно связать с использованием смартфонов, но факт остаётся фактом – в основе зрительского интереса лежит психология восприятия.

Современные маркетологи уже давно всё проанализировали и подсчитали – видеоролики продолжительностью до 2-х минут более популярны. Если сравнивать их с роликами длительностью свыше 7 минут, то у коротких вовлеченность будет на 40% больше.

Кроме того, многие конкурсы буктрейлеров — как российские, так и зарубежные — перестали принимать ролики длительностью более двух минут.

Итак, продолжительность (размер, хронометраж) буктрейлера должна укладываться в рамки от полутора до двух минут.

Структура буктрейлера

Вспомните сейчас рекламные ролики, которые вы видели за последние время. Допустим, это была реклама сока. Помимо собственно, фрукта, из которого он сделан, в ролике ещё используется определенная цветовая гамма, соответствующая цветам упаковки. Например, если коробка яблочного сока выполнена в красном цвете, а яблоко на ней – зелёное, то в ролике кто-нибудь окажется в красном джемпере, а яблоки на столе будут исключительно зелёными. И обязательно вам покажут саму коробку. Согласитесь, реклама бритвы без самой бритвы, а йогурта – без самой коробочки с ним, не имеет смысла.

Названия легко забываются, фамилии в нашем сознании трансформируются в чеховские «лошадиные», а вот картинка «птички» на макаронах запоминается железно. И уже не важно, макароны, какой марки предпочитаете вы лично. Так что, главное, что должно быть в буктрейлере – это сама книга. Не важно — снятая целиком, у кого-то в руках или просто в виде фотографии обложки. Зритель должен её увидеть. Визуальный образ поможет впоследствии найти её на полке магазина или узнать на сайте, когда уже забыто название или вылетела из головы фамилия автора.

А вот чего категорически не должно быть в буктрейлере – это «спойлеров», то есть информации о сюжете, содержании и финале книги. На эту тему есть отличный анекдот – старый, но точный. Про покупателя, который искал в магазине детектив, где бы до конца не было понятно, кто преступник. Продавец посоветовал ему замечательную книгу — новый и очень загадочный детектив, в котором до последней страницы невозможно вычислить убийцу. Назвалась эта книга «Убийца – дворецкий».

Задача рекламного ролика любой продукции – представить её достоинства, частично раскрыв способ производства. Помните – антоновка прямо с дерева, тройное лезвие, дышащая микрофибра? Задача кино трейлера – показать достоинства фильма. Техническое воплощение, визуальные эффекты, звёзды в главных ролях и так далее. А какие достоинства могут быть у книги? Картинки, перелёт, способ печати, величина шрифта? Или – авторский слог и увлекательная история? Мы уверены, что второе. Но авторский слог довольно сложно передать в коротком ролике. Поэтому задача буктрейлера – заинтересовать читателя самой историей. И в этом смысле рекламный ролик по книге скорее буктизер – «дразнилка, завлекалка». Но уж как назвали, так назвали.

В остальном композиционная структура буктрейлера выстраивается по давно известным принципам построения любого произведения – от пьесы и прозы до спектакля и кинофильма.

Итак

  • Буктрейлер – это видеопрезентация книги, созданная для побуждения потенциального читателя эту книгу приобрести.
  • Видов буктрейлеров три – игровой, неигровой и анимационный. Жанр чётко сопоставим с жанром рекламируемой книги.
  • Хронометраж буктрейлера должен укладываться в рамки от полутора до двух минут.
  • В буктрейлере обязательно должна присутствовать рекламируемая книга и отсутствовать спойлеры.

Что дальше?

По книжным бестселлерам снимают фильмы, рекламная кампания которых подразумевает все известные на сегодняшний день инструменты — тизеры, трейлеры, выпуск далекой от кинопроизводства продукции. Так почему бы не запустить процесс в обратную сторону? Качественный буктрейлер вполне способен поднять книгу к высотам продаж. Конечно, если автор действительно интересно пишет или обладает уникальными знаниями и исследованиями.

И нужно понимать, что сам по себе буктрейлер работать не будет. Да, он даст образы и атмосферу книги, заинтересует читателя. Если, он, конечно, правильно снят. Но с этим инструментом тоже нужно работать. А вот что такое правильно снятый и смонтированный буктрейлер, как его сделать максимально эффективным и как с ним работать дальше — об этом мы напишем в следующих наших публикациях, расскажем в онлайн курсе по созданию буктрейлеров и на странице сайта «Самарафильм».

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Киностудия "Самарафильм"