Стоит ли смотреть художественный фильм «Ржев»

PROкино
…Зал в кинотеатре был полон. О чём думали почти двести мужиков возрастом от 30 и выше — мне не ведомо. Но с просмотра художественного фильма «Ржев» граждане выходили хмурыми и сосредоточенными, как будто вот-вот пойдут в атаку на немецкие позиции в селе Овсянниково. Стоит ли смотреть художественный фильм "Ржев"?

Почему стоит смотреть художественный фильм «Ржев»

Художественный фильм «Ржев» снят зрелищно и с этим не поспоришь. Как написал автор одной из рецензий:

…кадры боя в окопах очень динамичные, местами начинаешь перебирать ногами.

И действительно, рукопашная в  немецких траншеях снята лихо и кроваво. Бойцы друг друга «колят, рубят, режут», причём режиссёр отошёл от таких дурацких батальных клише, как слоумо и летящие в объектив кинокамеры кровавые ошмётки.

Атака. Художественный фильм Ржев
Ротный. Кадр из художественного фильма «Ржев». Источник

Работа пиротехников выше всяких похвал. В фильме все страшно бабахает, взлетает на воздух, горит, и сделано это однозначно не хуже, чем в «28 панфиловцах».

В сценах, когда солдаты пробираются через простреливаемое поле и пулемётные трассы впиваются в землю, рикошетят от брони подбитого советского танка, становится реально жутко. Правда тут, скорее всего, нужно благодарить специалистов по визуальным эффектам и Стивена Спилберга вдохновившего режиссёра Игоря Копылова соответствующей сценой из фильма «Спасение рядового Райна».  

Работа актёров так же выше всяких похвал. Особенно понравился особист Рыков.  Этот сотрудник госбезопасности в исполнении Григория Некрасова, пожалуй, самый яркий киноупырь в погонах из постперестроечных фильмов про Великую Отечественную войну. По уровню актёрского мастерства Некрасов пока ещё не дотягивает до Владлена Бирюкова, сыгравшего в сериале «Вечный зов» Якова Олейникова. Но гибнет Рыков так же геройски, как и Олейников. Даже украинская тема к соответствующей сцене прилагается.

Но самый несомненный плюс этой картины в том, что её премьера состоялась сейчас, а не 9 мая 2020 года.

Почему не стоит смотреть фильм «Ржев»

С момента развала Советского Союза на историю Великой Отечественной войны  вылито столько помоев и лжи, что выдумать что-то новое у творцов уже не получается. В дело идут штампы. Вообще-то, киноштамп – это не всегда плохо. Как сказал Джордж Лукас:

Мы не должны стесняться штампов. Они стали штампами потому, что работают

Вот только шаблоны, о которых говорит Лукас, связаны с трудами Джозефа Кемпбелла и Кристофера Воглера – настольными книгами всех профессионалов киноиндустрии.  Российские киноштампы – это другое. Все они связаны с очернением советской власти и преуменьшением роли руководства страны и советского народа в Победе. И с этой точки зрения в каждом современном фильме о Великой Отечественной войне в обязательном порядке должны присутствовать:

  • Правильный урка
  • Очень положительный беспартийный офицер
  • Тема репрессий
  • Тема «закидали трупами»
  • Пьющий командир
  • Православный герой и тема церкви
  • Плохой чекист

Все эти штампы кочуют из фильма в фильм и изрядно бесят немалую часть зрительской аудитории.  Штампы появляются даже там, где их, кажется, и не ждали. Например, в фильме «28 панфиловцев» политрук Клочков произносит программную  речь, стоя на фоне церкви (вот только не нужно писать, что это случайность).

Папаша – ветеран Первой мировой войны, постоянно молится, читает богоугодные нотации личному составу, поминает добрым словом царскую армию.

художественный фильм Ржев
Папаша перед атакой. Кадр из художественного фильма «Ржев». Источник

Костик Карцев — авторитет-уголовник, мародёрит по пустым избам, ведёт себя геройски, дерзко смотрит в глаза смерти и особисту. Обладатель уникальной фляги в которой шнапс (содержимое !!!одной!!! бутылки) не заканчивается в течение всего фильма. Между прочим, по воспоминаниям ветеранов, перед боем пили только молодые и неопытные бойцы. Ветераны не пили категорически. Поэтому, когда за минуту до начала немецкой атаки главные герои соображают на троих — это выглядит более чем странно. Впрочем, странностей в фильме «Ржев» предостаточно.

За минуту до немецкой атаки бойцы допили шнапс из «волшебной» фляги и закурили сигары. За Победу и за Фарт! Источник

Политрук, как и полагается, еврей. Как известно, политруки – все евреи, нацистские листовки не дадут соврать. Политрук отчаянно боится, орёт на личный состав, с трудом налаживает контакт с командиром роты. Пытается прийти в себя после того, как снаряд оторвал половину туловища у бойца, которого политрукт тащил за собой (ну, вы же помните сцену в фильме «Спасение рядового Райна»). Надо заметить, заимствований в художественном фильме «Ржев» и параллелей с теме же «28 панфиловцами»  вы найдёте довольно много. Возможно потому, что автором сценария фильма, судя по информации ЕАИС, выступил А. Шальопа

Источник

Ротный — главный положительный герой. Эдакий, «отец солдатам». На вопрос политрука, почему ротный не в партии, офицер ловко и многозначительно уходит от ответа. Почему-то бухает на позициях с личным составом.

Рыков — особист. Наиболее мерзкий персонаж. Обыскивает солдат, грозит всем без исключения расстрелом. Когда германская листовка обнаруживается у Папаши, не убивает провинившегося на месте, а ведёт его расстреливать через простреливаемое пулемётами поле в тыл.

Ларионов — комбат. Постоянно глушит спиртное кружками. На все  требования заместителей послать подкрепление Ротному отвечает категорическим отказом, ссылаясь на какой-то секретный план.

Витюша Сомов — 17-летний доброволец-комсомолец. Сбежал на фронт, приписав себе лишний год. Настучал на Папашу и Костика Карцева. В конце фильма тщедушный комсомолец умудрился в рукопашной зарезать ножом немца-бугая, вооруженного пистолетом.

Счетовод — бывший профессор философии. Из репрессированных. Воюет не за Советскую власть, а за Россию.

Весь этот набор персонажей вместо того, чтобы окапываться и готовиться к бою, отчаянно ссорится, митингует, ругает Советскую власть и пьёт горькую.

Вывод

Стоит ли смотреть художественный фильм «Ржев»? Тут, конечно, решать вам. Но. Фильм получился чем угодно, только не фильмом про Великую Отечественную войну. Это такой  кровавый боевик, в котором за свободу своей Родины воюют не советские солдаты с нацистами, а русские с, незнамо как оказавшимися под Ржевом, немцами.  Герои ведут себя, мягко говоря, неадекватно.  Повсюду видны набившие  за 30 лет кинооскомину идеологические штампы, штампы, штампы. Да, не удивляйтесь. В фильме полно идеологии, которой как бы в нашей стране нет. Этой идеологией пронизано всё государство.  Она повсюду: в подарке патриарху «иконы Колчака», в памятниках интервентам, в задрапированном на 9 мая мавзолее. Имя ей – антисоветчина.

Как с этим бороться? А очень просто. Снимать, как  это сейчас принято говорить, правильные, правдивые фильмы.  9 мая 2020 года мы представим на суд зрителей документальный фильм «Волга в огне», рассказывающий  о неизвестных страницах истории Великой Отечественной войны. В фильме будут использованы уникальные кадры из собрания Госфильмофонда и Государственного архива кинофотодокументов. Это будет фильм, который мы все долго ждали. Фильм о Победе советского народа в самой страшной в истории человечества войне.

Оцените статью
( 9 оценок, среднее 4.56 из 5 )
Киностудия "Самарафильм"