Начнем с того, что все русскоязычные поклонники творчества Рамштайн при разборе клипа допускают одну существенную ошибку. Они рассматривают работу не как цельное произведение, созданное по всем драматургическим законам, а как некую мозаику, прыгая с одного исторического эпизода на другой, выдёргивая символику из контекста и вполне себе связанного повествования. Вот вам один из ключей к пониманию смысла: символика важнейших исторических событий в клипе — лишь иллюстрация, декорация для основной идеи. В каждом эпизоде символы показывают отношение авторов к событиям, но эти символы не самодостаточны и без связующей «красной нити» уводят аналитиков в разные стороны. Так что же это за «красная нить», или «красный луч»? Основные ключи — в самом начале, в первом эпизоде эпического клипа.
Рамштайн «Дойчланд» — луч света в тёмном царстве
Давайте определимся с целевой аудиторией. Клип снимался для современников, преимущественно — молодёжи. И режиссёр использует символы, которые должны быть предельно понятны зрителям. В клипе много отсылок к известным фильмам. А все события относятся к временам нашей эры.
Аналитики связывают события в начале клипа с битвой в Тевтобургском лесу между римским легионом и варварскими германскими племенами. Она произошла в 9 году нашей эры. Зрителю же титрами указывают на 16 год Anno Domini (16 A.D. — 16-ый год века Господня). То есть, события относятся к времени битвы при Идиставизо, времени триумфального реванша Рима.
Прямой и яркий луч среди ночи, пробирающиеся по тёмному лесу римские войска, дерево, под которым кто-то копошится. Рядом — силуэт волка. На дереве — трое повешенных, под деревом кто-то в шкурах отрезает трупу голову. Фигура выпрямляется и поворачивается. Мы видим темнокожую женщину-варвара, в одной руке она держит только что отрезанную голову, в другой — длинный нож остриём вниз. В многочисленных разборах отмечают время событий, а отрезанную голову ассоциируют с головой римского военачальника Квинтилия Вара. После этого определения удовлетворённые аналитики бодро шагают дальше по видеоряду. Мы же задержимся.
В кинопроизводстве начальный и финальный планы считаются самыми важными. Начальный план не просто даёт представление о месте и предлагаемых обстоятельствах, но несёт свою смысловую нагрузку. И упускать её из виду, говорить, что развитие сюжета начинается с битвы в лесу и женщины-варвара — крайне неверно. Начальный план — луч света, бьющий из определенного места. Та самая «красная нить» повествования, дающая первый ключ к пониманию идеи. Что же это за ключ?
Напомню, события разворачиваются в веке Господнем. Отсюда берёт начало «красная нить» повествования. Луч светит не откуда-то извне, а бьёт из определенного места на земле. Следовательно, расшифровку символики нужно искать в христианстве. Немцы — христиане, значительная часть которых исповедует католицизм. Основой этого вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии. Дальнейшие символы клипа только подтверждают отсыл к библейским событиям. Волк — первое животное, упомянутое в Библии. Красный луч за деревом — как символ света Вифлиемской звезды. Дерево — древо жизни, мировое дерево. Трое повешенных — отсыл к распятию Христа. Отсечённая голова — это и глава Иоанна Крестителя, преподнесённая Соломее, и Адамова голова. В Библии есть ещё один сюжет с отрубленной головой — Юдифь отрубает голову Олоферна. Но она действует мечом, тогда как женщина-варвар орудует ножом. А глава Иоанна Предтечи была отсечена именно ножом.
Нож, кстати, тоже примечательный. Он напоминает нож сикариев — наемных убийц, боевой группировки, действовавшей в первом веке нашей эры в Иудее и боровшихся с римским влиянием. Почему мы сделали такой вывод? Подсказку даёт музыка. Музыка этого эпизода — это аранжировка композиции «The Beast» Йохана Йоханнссона из фильма «Sicario» режиссёра Дени Вильнёва. У нас в прокате он шел под названием «Убийца».
Таким образом, авторы дают понять (практически в лоб!), что основная идея и символика клипа находятся в двух плоскостях — исторической и религиозной. Отсечённая голова и чернокожая женщина в том или ином виде пройдут через весь клип, через все показанные нам эпохи и события. Тогда что же они символизируют? С головой всё более-менее ясно — это величайшая религиозная святыня, одна из высших ценностей. А женщина? Вроде тоже ясно — в титрах она обозначена как сама Германия. Но почему она чернокожая?
Чёрный цвет на протяжении всей истории Германии был одним из цветов флага и символизировал землю. Но кроме того, в религии чёрный цвет несёт ярко выраженное отрицательное значение. Ад и смерть, ничего хорошего. В сочетании с ролью женщины — она, как мы помним, варвар-убийца — это даёт понятие варварства в самом худшем и низменном его проявлении. Кстати, в немецком языке слово «варварство» — barbarei — женского рода. Так что же это за персонаж? Да, это Германия. Варварская Германия, по сути — персонификация абсолютного варварства. Варварство, получившее в свои руки святыню пришедшей цивилизации и противопоставленное этой цивилизации. И какой бы она ни была в дальнейшем, в какие бы одежды не рядилась, суть её остаётся той же, варварской. Добавим только, что варварская сущность Германии в клипе относится не к народу и жителям страны в целом, а к стране, как к государству, с его правящими верхушками, партиями и высшей религиозной кастой.
Итак, специально повторяем! В клипе два главных символа-ключа.
Чёрная женщина — ВАРВАРСТВО. Чёрный цвет — это культурный и визуальный усилитель отрицательного в оппозиции к белому цвету. И НИКАКОГО РАСИЗМА!
Отрубленная голова — «голова Иоанна Крестителя» — ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Оппозиция этому символу в клипе — «голова Маркса», социалистическая ценность.
Хронология
Вроде бы по хронологии всё начинает развиваться логично — одна эпоха сменяет другую. Ожидания зрителей в первую минуту оправдываются, правила игры понятны — сейчас вам последовательно расскажут всю историю страны. Не тут-то было. Первый сбой — космонавты, выудившие из космоса стеклянный гроб, да ещё проходящие мимо немецкой подлодки, находящейся здесь же, на космическом корабле. Будущее? И будущее, и прогресс как таковой. Здесь ещё один кинонамёк — на фильм «Лодка» (Das Boot, режиссёр Вольфганг Петерсен), в котором, возможно, впервые нацисты представлены не как убийцы, а как солдаты, честно выполнявшие свой долг. Возможность подумать над тем, что обозначает сочетание этих значений, оставляем вам.
Затем — современность, где вновь появляется варварство со святыней на коленях в инвалидной коляске, которую везут мимо горящих скелетов. Скелеты, кстати, по верованиям выступают из гробов на Страшном суде. Затем Германия раздаёт кастеты участникам боя эпизода между двух войн и поднимает мертвых воинов на битву в сияющих доспехах варварского средневековья. В общем, хронология в клипе не так важна, как основные действующие лица — святыня и варварство. Из века в век варварская сущность будет толкать на новые битвы и войны. О самых жестоких из которых вам и расскажут за семь минут, буквально нашпигованных символикой.
Сами по себе символы, используемые в клипе, однозначны и прямолинейны. Вариации смыслов возникают только при появлении целого ряда символов в одном кадре. Возможность разобраться с вариациями мы предоставим вам, ключи к пониманию уже у вас в руках. А мы разберем лишь некоторые эпизоды. Очень, кстати, увлекательное занятие!
Эпоха ГДР
Аналитики сходятся во мнении, что этот эпизод показывает полную зависимость ГДР от СССР. Указания из Кремля, подобострастие, партийные функционеры страны братаются с «советами» и т. д., и т. п. Первый немец-космонавт стоит с опущенной головой. Поцелуй Брежнева как поцелуй Иуды, и вообще, социализм — это плохо, застой и все дела. Не всё так просто. За спинами действующих лиц всё так же стоит абсолютное варварство, сущность страны. А на противоположном конце стола — величайшая ценность, освещенная настольной лампой — голова. Именно на неё смотрит космонавт со шлемом, на котором написано СССР.
Помятуя, что космонавт — это символ прогресса, а варварство с ним разделено столом, можно констатировать: «Йен, мы всё…» То есть, трактовка прямо противоположная. Социализм дал стране прогресс, но варварская сущность Германии всё разрушила. И не случайно в этот эпизод вплетают события прошлого — битва на кастетах в период меж двух войн — символ борьбы партий — и оглушительный удар нацизма по коммунизму. Отметим ещё, что сами участники группы родились в ГДР. А многие немцы до сих пор с теплотой вспоминают эту страну и даже придумали термин «остальгия» (Ostalgie) — ностальгия по ГДР, стране, которую неофициально называли Восточной Германией. Так что тема десоветизации в этом эпизоде сильно преувеличена. Подтверждение этому будет и позже — потолок на головы верхушке ГДР символически рушится именно в кульминационный момент, когда идёт оргия. То есть, падение Берлинской стены не рассматривается авторами клипа как положительное событие.
Современность
В эпизоде Германия в золоте и пулемётной ленте через плечо идёт по красной дорожке с собаками, сзади её прикрывает спецназ. Гламурный, кровавый образ. Аналитики здесь отмечают, что это «страну от народа охраняют, а на несогласных могут спустить собак», и вспоминают разгоны митингов. Но народ Германии практически не представлен в клипе. И мы помним, что Германия — это варварская сущность, а значение символов следует искать в религии. На защите варварских интересов страны — все лучшие и мощнейшие силы государства. А многоголовый пёс Цербер, как мы знаем, охраняет мир мёртвых от мира живых. То есть, возведя варварство в культ, страна уже сейчас находится на пороге гибели.
Третий Рейх
Этот эпизод вызвал волну критики. Отмечалось, что тема Холокоста — не повод для создания развлекательного видео и что этот эпизод — чистейшей воды провокация. Как бы не так. Ещё раз: значение символов нужно искать в религии. В данном случае — это не про Холокост. Человек со звездой Давида на тюремной робе — еврей — один. И отсыл в этой сцене идёт к распятию Христа. На общем плане мы видим, что сбоку к виселице прибита табличка с обычным для того времени и места текстом: «фотосъёмка запрещена». Но мы же помним, что к кресту, на котором распяли Иисуса, была приделана табличка с надписью «INRI» — «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Ещё один отсыл к этой трагичной библейской сцене — взлетающая на заднем плане ракета ФАУ-2 как символ вознесения. Варварская сущность государства здесь предстает с повязкой на глазу. Циклоп — это абсолютное зло, свирепый и жестокий людоед. Такое сравнение опускает образ варварства на самое дно. Кажется, что снизу уже даже некому стучать, преступления нацистской Германии против человечества сравниваются с величайшим библейским преступлением — распятием Христа.
Дальше всё по накатанной — терроризм, костры инквизиции, братание монахов и рыцарей с нацистами, снова Цербер, времена и события перемешиваются, современная варварская Германия вроде бы целует отрубленную голову…
Чёрт, я не хочу быть ангелом
Эпизод с беременной Германией в облачении ангела называют самым светлым в клипе. Якобы, после сожжения на костре Германия возрождается, намекают на непорочное зачатие, указывают на оленя как на символ борьбы со злом или символ возрождения и духовности, а на голубей — как на Благую весть. А беременность связывают с намёками на проблемы с демографией. Вот тут у нас для вас плохая новость.
Присмотритесь к этому эпизоду получше. Варварская сущность осталась, пусть она и облачена в белые одежды. Нимб — из неоновой трубки. Обстановка вокруг напоминает театральные декорации. Ближе к концу клипа этот ангелоподобный образ возникнет ещё раз, теперь уже с концертными крыльями Тилля, извергающими огонь. Эти крылья солист группы надевает во время исполнения песни Engel. Ключевая фраза этой песни — «я не хочу быть ангелом».
Ангельский эпизод не случайно поставлен после сцены с Третьим Рейхом и костром инквизиции. Смирение варварства костюмированное. Ничего не изменилось, Германия всё та же, просто играет роль.
Родила царица в ночь…
Очень серьезной по своему значению представлена символика в сцене с родами. Здесь опять идет противопоставление. Две «священные коровы». «Священная корова » медицины — генетика — противопоставлена религиозной доктрине. Персонаж в красном со стороны креста — кардинал. Подключенная система — пузырьки на стойке — отсыл к образу весов. Варварская сущность, от которой зритель после намёка на непорочное зачатие ожидает рождения нового Мессии, рожает многоголового пса Цербера. На породу в разборах указывают верно — это щенки леонбергеры. Порода была выведена в Германии и дважды была на грани вымирания — после Первой мировой войны и после Второй. Она и сейчас достаточно редкая. Пороком в ней считается любое отклонение от принятых стандартов. Про арийскую расу вам напоминать не надо, надеюсь?
То, что результат родов очень важен в смысловом ряду, говорит жест кардинала — указующий перст, призывающий к вниманию. В этот момент в клипе такой жест используется второй раз. Про первый расскажем чуть ниже.
После появления щенков темпоритм всё больше ускоряется. Времена и события окончательно путаются — уже сложно понять, где рыцари в шлемах, а где полиция, средневековый огонь перерастает в пожарища уличных беспорядков, где-то среди этого хаоса теряется отсечённая голова, заключённые расстреливают нацистов… Эта историческая каша с подтасовкой фактов — в современном сознании. Всё перерастает в сплошную оргию. Варварская Германия в королевских одеждах пытается молиться и плачет.
Завершается кульминационный эпизод общим планом — учёные-акушеры стоят возле кресла роженицы, на переднем плане — кардинал со светящимися очками, как персонаж какой-нибудь компьютерной игры про постапокалипсис. Идёт дождь. На ногах у Германии трупы белых голубей… Тут у нас для вас ещё одна плохая новость: плачь, не плачь — хоть слезинкой, хоть ручьями — молись, не молись, а благой вести не будет.
Финальный план — стеклянный гроб с заключенной в нем варварской сущностью Германии летит на фоне Земли в космическом пространстве. Из какой-то точки планеты бьёт в бесконечность красный луч. И это — не избавление. Это — начало нового витка. Мы же помним, что хронология эпизодов условна? Гроб в космосе и луч отсылают нас к самому началу клипа, когда космонавты заносят этот гроб в космический корабль. А вся космическая линия клипа постоянно намекает на сюжет фильма «Чужой»…
Перст указующий
Жест этот, как мы уже писали, появляется в клипе дважды, акцентируя особое внимание на последующие события. И первый раз он появляется в сцене с космонавтами, попавшими в некое хранилище. Если помнить об аналогии с фильмом «Чужой», то именно там находят яйца этого смертоносного и агрессивного существа.
А что же находят люди будущего в клипе? Поверженные памятники (поверженные идолы древней цивилизации) и надпись. Именно на это указывает пальцем один из космонавтов. Что за надпись выбита в камне? Непрерывный ряд букв, из которого луч фонарика сначала выхватывает два слова, одно над другим — mann и heit, вместе mannheit — мужество. Для чего же людям будущего нужно мужество? Ответ даёт следующий план — крупная надпись, на которой читаются только буквы eutsch. Знакомые с немецким языком сразу уловят в этом порядке букв слово deutsch — «немецкий», в котором не видна только первая буква. «Немецкое мужество» — каково? Вполне безобидно и достаточно пафосно. Но красный луч, перечеркнувший эти буквы, настаивает — это важно, читайте. Попробуем прочесть?
По логике, если первая буква нечитаема и слово (или фраза?) неполное, то возможно, от прямого взгляда скрыто и окончание этого слова/фразы. По аналогии с первым словом нужно искать две составные части. Тогда что мы имеем? EU — аббревиатура Евросоюза. И tsch… — неоконченное tschuss — «пока»,»до свидания». То есть, смысл сакральной надписи — нужно, наконец, набраться мужества и сказать Евросоюзу «давай, до свидания!».
Вот такой пессимистичный взгляд на историю своей страны получился у группы Рамштайн в песне «Дойчланд». Вы всё ещё думаете, что это про любовь «несмотря ни на что»?
P. S. Обложка сингла.
Германию с мечом, в короне и золотых доспехах на обложке трактуют как «готовую к битве сильную женщину в воинском облачении». На самом же деле это — коронованный и воинствующий образ варварской сущности страны, могущественное абсолютное варварство, всегда готовое к новому бою…
P.P.S. Извините за идиотский штамп, но он здесь уместен — нас часто спрашивают… Так вот, нас часто спрашивают, почему мы ничего не сказали про титры клипа, в которых звучит мелодия другой песни Рамштайна — Soonne, Солнце — и в клипе на которую тоже фигурирует стеклянный гроб. В него кладут скончавшуюся от передозировки Белоснежку, затем гроб разбивает упавшее с мёртвого дерева яблоко и Белоснежка оживает… Ну, мы ещё про многие эпизоды клипа не написали, предоставив читателям возможность самим подумать. А титры — это подсказка. И подсказка, прежде всего, для тех, кому показалось, что варварскую Германию в клипе «Дойчланд» всё-таки похоронили и на этом всё закончилось.
Финальный план — Германия в золотых доспехах Священной Римской империи поворачивается к зрителю и улыбается. У неё полный рот золотых зубов. Дико для современного зрителя, роскошно для средних веков и символично, особенно, если учитывать, что песня «Солнце» совсем не про небесное светило.
Но нам долго не давал покоя один маленький эпизод, который выбивается из общего ряда и несоответствует представленному образу. Собственно, ради него мы сейчас и дописываем этот постскриптум.
В кульминационный момент Германия в средневековых королевских одеждах складывает руки в молитве и роняет слезу. Варварство плачет?.. И это после всего, что уже произошло? Это когда ни один мускул не дрогнул на её одноглазом лице? Молится и плачет? Станиславский в нас взбунтовался. Мы раз за разом прокручивали два коротких плана и думали — это не укладывалось в общую концепцию. Пока не догадались чуть увеличить и добавить резкости плану сложенных в молитве рук. На одном из пальцев красуется массивный перстень, вырезанный в виде слова. Слово это — Specter. Призрак, приведение, фантом.
Так что молитва и слёзы — это не раскаяние или скорбь. «Привиделось», — выдохнули мы.