Художественный фильм «Блокадный дневник». Рейтинг ожиданий

Художественный фильм блокадный дневник PROкино
Странный и нелогичный, на первый взгляд, поступок - анализировать художественный фильм "Блокадный дневник", который ещё не вышел на экраны и который ещё не видели авторы этого текста. А мы и не будем анализировать сам фильм. Мы проанализируем трейлер и немного разберём творчество самого режиссёра Андрея Зайцева - то, что посвящено теме войны - чтобы понять, какие ещё потрясения нас ждут 27 января 2021 года, в запланированный день выхода фильма на экраны и дату снятия блокады Ленинграда.

Для начала — о режиссёре.

Андрей Зайцев — признанный и талантиливый мастер экранного искусства. Окончил журфак МГУ и Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Первая награда — в 2002 году, главный приз фестиваля «Окно в Европу» за неигровой фильм «Глеб». Дальше — два «Золотых Витязя», «Золотой орёл» за монтаж фильма Никиты Михалкова «12». В 2010-ом Андрей Зайцев выпустил документальный фильм «Виктор Астафьев. Весёлый солдат», который за два года собрал внушительное количество наград — премии «Золотой орёл», «Лавровая ветвь», главный приз фестиваля документального кино «Человек и война», Почётный знак Международного фестиваля военного кино имени Ю.Н. Озерова, приз фестиваля «Сталкер», Премию Правительства РФ в области культуры. В это же время призы получает и его документальный цикл «Моя Великая война». Но по сути, фильм об Астафьеве — это первая большая работа, в которой режиссёр обращается к теме войны. Почему Астафьев? Не забываем, что Андрей Зайцев много лет плотно работает с Никитой Михалковым, а у него, в свою очередь, сохранилось большое интервью с писателем, которое записали во время работы Никиты Михалкова над сценарием фильма «Утомлённые солнцем» — за два года до смерти Виктора Астафьева. Конечно, было бы неправильно, если хотя бы часть этого интервью не увидели зрители и поклонники творчества писателя. Фильм делают. В нём, безусловно, есть основная идея — то главное, ради чего он и задумывался, «программное заявление», высказанное в конце словами самого Виктора Астафьева… Но к этому мы ещё вернёмся.

А сейчас — о фильме «Блокадный дневник».

Синопсис фильма — краткое изложение концепции и идеи — в сети опубликовали авторы:

Фильм рассказывает про первую, самую тяжелую блокадную зиму. Ленинград, февраль 1942 года. Молодая женщина, Ольга, идет пешком через весь город к своему отцу. Она только что похоронила мужа и уверена, что скоро тоже умрет от голода. Она хочет в последний раз увидеть своего папу и проститься с ним. Этот фильм — блокадная Одиссея, где зритель вместе с героиней проходит через весь город, встречает разных людей, попадает в сложные ситуации и видит, в каком состоянии находился Ленинград и его жители.

Авторы неоднократно подчёркивают, что «кино основано на реальных событиях, сценарий написан по воспоминаниям блокадников, в том числе Ольги Берггольц, Даниила Гранина и по «Блокадной книге». И никаких оснований им недоверять нет. Впрочем, мы все прекрасно знаем, что «даже по Чуковскому при желании можно такое снять…» (из комментариев к трейлеру).

Мы уже видели «Ржев». Уже вышел фильм «На Париж!». Да что там говорить — почти весь современный российский кинематограф монотонно вбивает гвозди в советское прошлое и тему Великой Отечественной войны, которая для многих всё ещё остаётся священной. А уж после скандала с фильмом «Праздник» Красовского от очередных создателей фильма о блокаде Ленинграда не ждут ничего хорошего… Вот на такой эмоциональной волне, в юбилейный год Победы и накануне праздника, когда вся страна уже больше месяца находится в самоизоляции, авторы «Блокадного дневника» публикуют трейлер.

Художественный фильм «Блокадный дневник» — Трейлер

Этот кинематографический термин всем давно понятен, но позволим себе всё-таки напомнить: трейлер — это видеоролик, который используют для рекламы фильма. А основная задача рекламы какая? Правильно, побудить потенциального покупателя приобрести продукцию. В нашем случае — вызвать у зрителя желание посмотреть фильм. Это — «товар лицом». Почему возникла необходимость это уточнить? Потому что мы уже читали комментарии вроде «да ладно, может это черновик и в фильме всё будет по-другому». Не будет.

Режиссёр может по-разному «решить» трейлер — со своей сюжетной линией или без неё, в «клиповой» манере или выстраивая эпизоды в той хронологической последовательности, в которой они представлены в фильме, показывая самые зрелищные моменты или не раскрывая их. Но в любом случае, трейлер — это заявка, он говорит о стилистике, темпоритме фильма, возможностях съёмочной группы и даёт намёк на основную идею.

Итак, трейлер художественного фильма «Блокадный дневник». Авторы отошли от «клипового» построения и в качестве трейлера представили один из эпизодов фильма. Что он рассказывает нам о самом фильме? В первую очередь — то, что «Блокадный дневник» сделан в чёрно-белой стилистике. В своих интервью Андрей Зайцев говорил, что в природе просто не существует хроники первой блокадной зимы, только редкие фотографии. Поэтому такое решение, вкупе с желанием показать правду блокадного Ленинграда, напрашивается само собой — оно приближает кадры фильма к хронике. А значит, подсознательно добавляет «правдивости» происходящему на экране. Приплюсуйте сюда «основано на реальных событиях» — и неискушённый зритель уже готов строить свои представления о блокадном Ленинграде в соответствии с этим фильмом.

Завхоз вез на санках хлеб детям. Санки на кочке перевернулись прямо рядом с очередью за хлебом. Буханки вывалились, и очередь как током ударило: потеряв контроль над собой, люди бросились к хлебу. Но в последний момент мужчина успел прокричать, что это детям. И истощенные, измученные голодом люди опомнились, помогли собрать и сложить обратно весь хлеб.

Эту реальную историю, целиком вошедшую в трейлер, рассказывает Андрей Зайцев в своём интервью «Российской газете». Один окрик — и люди опомнились.

А как эпизод решён в трейлере (равно — в фильме)? Мы видим толпу — силуэты, одинаково закутанные и запорошенные снегом. И невозможно понять — женщина это или мужчина, подросток или старик. Одинаковые движения, одинаковая пластика, монотонное «хлеб…хлеб…». И вся эта толпа, наращивая темп, движется к мужчине с перевёрнутыми санками под его истошные и малоразборчивые вопли… Ничего не напоминает? Правильно — зомби-апокалипсис. Толпа — это всё, что угодно: зомби, Untermensch, прокажённые из рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда», но — не люди. И даже то, что они останавливаются после очередного окрика женщины — «Вы что, не слышите?! Это детям!» — уже не особо впечатляет. Потому что первая ассоциация — сильнее и ярче, она таковой задумана, сцена специально так пластически решена режиссёром. Как-то буквально в этом эпизоде выражено описание людей из блокадных дневников — «смертельно уставшие, мертвые, не выражающие никакого желания глаза»…

А теперь вернёмся к Астафьеву.

Вернее, к документальному фильму «Виктор Астафьев. Весёлый солдат». Помните, выше мы упомянули «программное заявление» режиссёра? Вот оно, посмотрите.

Внимание! Эпизод имеет возрастное ограничение 16+!

Фрагмент документального фильма «Виктор Астафьев. Весёлый солдат»

Повторим — Андрей Зайцев талантлив. И у него получилось. Сцена с хлебом крайне отвратительна. Только мы точно знаем, что трагедию и кошмары блокады можно показать другими художественными средствами, не прибегая к «эстетике» фильмов ужасов, к их самым распространённым жанровым штампам, к которым давно никто не относится серьёзно. Режиссёр не просто прошёл по краю — он сорвался, забыв о чувстве такта, уже не различая полутонов.

Интервью с Виктором Астафьевым было записано в 1999 году. А теперь послушайте, о чём говорили ветераны почти два десятилетия раньше — в самом начале 1980-х. Это отрывок из нашего фильма «Волга в огне», посвящённого подвигу речников-волжан, доставлявших топливо и снаряды в Сталинград.

Фрагмент документального фильма «Волга в огне»

Они говорили об одном и том же, но встретившись, не поняли бы друг друга — человек, окунувшийся в перестройку, прошедший «лихие 90-е» и массовое отречение от истории своей страны и ветеран, не доживший до этого времени… И тот ещё вопрос, кто бОльшая жертва пропаганды — поколение, ушедшее в 80-е, или нынешнее.

Конечно, художественный фильм «Блокадный дневник» будут смотреть. И он обязательно будет представлен на ведущих фестивалях страны и мира. И даже получит награды. Этот фильм понравится молодёжи и вызовет бурю эмоций у зарубежных зрителей — тенденция уже видна, фильм сориентирован именно в эту сторону. Но нам кажется, что уже давно пора решить раз и навсегда — что для нас Великая Отечественная война и Победа? Это Подвиг или стыд? Героизм или страх? Наши деды победили «благодаря» или «вопреки»?

Блокадный дневник
Рейтинг ожидания художественного фильма «Блокадный дневник»

Хотя, судя по дизлайкам под трейлером фильма Андрея Зайцева, для многих эти вопросы вообще не стоят. Вот вам чёткий рейтинг ожиданий.

Источник фото

Комментарии

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Киностудия "Самарафильм"