Лето 1921 года. Голод в Поволжье. Банда Сарафанкина устроила крушение поезда. В селе Александровское убила 20 коммунистов, забрала племенной скот и 500 пудов хлеба. На перехват бандитов выехала группа чекистов под командованием начальника транспортной ЧК Александра Филипповича Силина.

Для транспортировки личного состава использовали единственный грузовик, который совершив три рейса, сломался. И в какой-то момент небольшой отряд Силина оказался один на один с бандой в две сотни головорезов-кавалеристов. Бой длился весь день.Когда кончились патроны, чекисты сошлись с бандитами в рукопашной…
В 4 часа 50 минут 11 августа 1921 года дежурный Самарской транспортной ЧК получил сообщение о том, что на станцию Погромное (200 км от Самары) вернулись несколько раненых бойцов из отряда Силина. Они и сообщили местным товарищам о трагедии. Операцию по эвакуации тела Силина командование поручило трём сотрудникам, которыми руководил комендант транспортной ЧК Пётр Алексин.
Бандиты обмывали победу в ближайшем селе, а чекисты искали Силина в братских могилах. Бандиты Сарафанкина разрубили голову Силина пополам, искололи тело штыками, отрубили пальцы на руке, так что опознать его тело удалось только по кисету, вышитому дочкой Катюшей.

Александр Филиппович Силин был похоронен в августе 1921 года в сквере перед самарским Драмтеатром, а через несколько месяцев рядом с Силиным похоронили ещё двух чекистов — Сологубова и Семёнова-Яковлева, погибших в перестрелке с бандитами. Долгое время рядом с их могилами проходили парады частей НКВД. 1932 году на площади установили знаменитый памятник Чапаеву, а на стене одного из домов в 1982 году повесили мраморную доску с фамилиями погибших сотрудников.
Это был лишь один из тысяч эпизодов трагедии, известной нам, как голод в Поволжье. И если вам очередной “Дудь” в ближайшее время будет рассказывать о том, как чекисты по личному приказу Ленина морили голодом крестьян, вспомните тело начальника транспортной ЧК Силина с обмотанной бинтами головой и лицо великого советского режиссёра Фридриха Эрмлера у гроба своего боевого товарища.
P.S. И вот что интересно. Комендант транспортной ЧК Пётр Алексин лично знал Дзержинского и по его протекции стал сотрудником Чрезвычайной Комиссии. Александр Силин имел мандат, подписанный Владимиром Ильичём Лениным. И эти совсем молодые мужчины, обличённые почти неограниченными полномочиями, лично участвовали в боевых операциях, гибли под пулями и шашками бандитов. Удивительные были люди…