Во время реконструкции небольшого дома культуры в Уфе были найдены фотографии с выставки о Нюрнбергском процессе известного советского фотографа, военного фотокорреспондента Виктора Тёмина. Тогда, на процессе, Виктор Антонович работал от газеты «Правда», его снимки знала вся страна. Собственно, он и не нуждался в представлении. Это Виктор Тёмин снимал первую экспедицию на Северный полюс и эпопею спасения челюскинцев, это он сфотографировал знамя Победы над рейхстагом с борта самолёта.
Виктор Антонович всегда очень ответственно подходил к своим фотовыставкам – для каждой вновь брал из архива негативы и заново, своими руками, отпечатывал выставочные экземпляры. Почему уфимская экспозиция оказалась забытой – уже не разобраться. Нашли её больше десяти лет назад и сейчас эти оригиналы снимков Нюрнбергского процесса хранятся в частной коллекции самарского мецената Дмитрия Хмелёва. А два года назад фотографии легли в основу передвижной выставки, организованной Домом офицеров Самарского гарнизона. Их снова увидели в Самаре, в малых городах и гарнизонах нашей и Оренбургской области, и сейчас эти фотографии выставлены в музее села Байкит Красноярского края. Небольшая, но очень важная выставка.
Примерно в то же время, когда в Уфе были найдены фотографии Виктора Тёмина с Нюрнбергского процесса, ряд государств Евросоюза на Ассамблее ООН поставили под сомнение решение трибунала… Пересмотреть итоги Великой Отечественной – для нас – и Второй мировой войны пытались и пытаются до сих пор. Это оттуда растут ноги популярных среди определённого круга мнений «это не наша победа», оттуда же — «в СССР не отмечали День Победы» и «сколько можно пиарится на прошлом»… Тем важнее сейчас и выставки, и фильмы на тему событий Великой Отечественной войны. Прежде всего, для нас самих.
Вот с такой вводной мы и пришли на специальный показ фильма «Нюрнберг» Николая Лебедева. 10-го февраля в Художественном центре российской кинематографии драму показали российским военнослужащим.
Первое, что отметим – это детально восстановленную обстановку и атмосферу событий. В силу специфики работы нам приходится смотреть много кинохроники времён Великой Отечественной войны. Разумеется, мы видели и хронику самого трибунала. В фильме — точная копия зала, всё до мелочей выверено. Да иначе и быть не могло, если вспомнить, что соавтор сценария — Александр Звягинцев, человек, который почти полвека занимается историей трибунала и встречался не только с самим главным обвинителем от СССР на процессе Романом Руденко, но и с участниками суда со стороны союзников и очевидцами исполнения приговора. В основе сюжета – его роман «На веки вечные».
Но мы знаем, что между книгой и киносценарием почти всегда — пропасть. Как и между документальным и художественным фильмом. Просто из-за разной специфики, подачи и построении материала. Преодолели эту пропасть режиссёр Николай Лебедев и Александр Звягинцев? На наш взгляд – да. Фильм захватывает, проводит параллели с сегодняшними событиями – во фразах героев, в режиссёрских приёмах. Николай Лебедев активно использует в сценах с главными героями зеркала и отражения – способны ли вы, современные зрители, увидеть в них себя? В какой-то момент это даже немного утомляет – да поняли мы, поняли. Но детективная история продолжается и не отпускает, предателя – даже с нашим опытом «киносмотрения» и кноразборов – вычислить невозможно до самого финала.
В таких разборах принято ещё отмечать игру актёров. Отметим – игра отличная. Немного дезориентировал Безруков, ну просто потому, что знаешь, что это – Безруков. И от осознания местами рассыпается «магия кино». Считаем, что в таких важных исторических фильмах лучше не снимать «топовых» актёров. Но в кинопроизводстве маркетинг всегда спорит с разумом…
Из минусов – есть откровенные «рояли в кустах», не всегда логично мотивированы поступки второстепенных героев и ближе к финалу сюжетные повороты становятся очевидными и предсказуемыми, на наш профессиональный взгляд. И кульминация…
Вот здесь остановимся и разберём немного подробнее. В один из эпизодов фильма введена кинохроника – кадры нацистских зверств. Введена аккуратно. И явно показывает, насколько отличается документальное кино от игрового по воздействию на зрителя. Легкие шуршания, фразы, сказанные шопотом – всё то, что неизменно сопровождает показы, на которых присутствуют школьники – всё стихло. На несколько минут зал полностью замер. Этот бы эпизод – да в кульминацию! Но режиссёр выстроил кульминацию по-своему, и это его право.
Если вы ожидаете от фильма полного погружения в реалии Нюрнбергского процесса, вы его не почувствуете. Трибунал – лишь предлагаемые обстоятельства, в которых существуют герои. И в этом случае даже не вызывает вопросов название фильма, ведь Нюрнберг – это ещё и просто город, волею судеб ставший в определённый момент центром внимания всего мира. Город, разрушенный войной. Город, где в поисках близких люди наклеивают на стену здания листочки с именами и адресами – за каждым из них судьба, как и за многочисленными стопками документов стороны обвинения в кабинетах Дворца юстиции. На стене здания городской площади – сотни, на стеллажах – тысячи и тысячи. И в какой-то момент простая человеческая — любовная (куда же без неё!) — линия повествования перетягивает на себя внимание.
Но согласитесь, учить историю по художественным фильмам – так себе занятие. А вот подтолкнуть к изучению истории – основная задача таких работ, решённая «Нюрнбергом» на отлично. Режиссёр и сценарист нашли в фильме место и для версий некоторых событий, и для фактов, ещё неизвестных широкому кругу. Они не стесняются слова «советский». И то, ради чего взялись за работу, высказали в монологе полковника Мигачёва. Вот только последние мировые события трансформировали точку в многоточие…
На экраны фильм выходит 23-го февраля. Приводите детей, это важно. Почему – перечитайте вводную. А мы пошли читать работы Александра Звягинцева.
Thank you for sharing this insightful article! I found the information really useful and thought-provoking. Your writing style is engaging, and it made the topic much easier to understand. Looking forward to reading more of your posts!