«Спутник» (2020) — конспирологическая антисоветчина? Обзор и содержание фильма.

Кинообзоры
Художественный фильм «Спутник» (2020 г.) - фантастический триллер российского режиссёра Егора Абраменко. Обзор и краткое содержание фильма.

«Спутник». Краткое содержание фильма

Фильм начинается с аварийной ситуации на борту спускаемого космического модуля. Из двух космонавтов в живых остаётся один – Константин Вешняков (Пётр Фёдоров). Выжившего космонавта поместили в филиал НИИ, расположенного где-то в казахской степи. Руководитель «филиала» полковник Семирадов (Фёдор Бондарчук) привозит нейрофизиолога Татьяну Климову (Оксана Акиньшина), чтобы оценить состояние космонавта.

Строго говоря, к тому, что происходит на экране я стал относиться серьёзно с того самого момента, когда Семирадов и Климова в сопровождении охраны вошла в здание НИИ. На экране появился титр: «Филиал Всесоюзного научно-исследовательского института системного анализа». Появление этого титра было настолько неожиданным, что я подпрыгнул и сделал скриншот.

Художественный фильм Спутник титр
Кадр из художественного фильма «Спутник». «Филиал».

Всесоюзный научно-исследовательский институт системного анализа  (ВНИИСИ) — советский филиал Международного института прикладного системного анализа (МИПСА) расположенного в Австрии. Есть мнение, что МИПСА  являлся переговорной площадкой между Советским Союзом и США, курировался КГБ и ЦРУ.  Именно в стенах ВНИИСИ проходила незаметная работа по развалу СССР. Здесь трудились такие известные персонажи как:

Гавриил Попов, Егор Гайдар, Андрей Нечаев, Александр Жуков, Петр Авен, Евгений Ясин, Александр Шохин, Михаил Зурабов, Анатолий Чубайс, Сергей Глазьев, Николай Сванидзе, Борис Березовский и многие другие..

Каждый желающий без труда найдёт в сети множество материалов, рассказывающих об этой неизвестной широкой общественности конторе.

То, что я увидел на экране до появления титра ВНИИСИ – колючая проволока, сторожевые собаки, КПП, автоматчики – настолько диссонировало с внешне респектабельными задачами института, что стало ясно: в фильме «филиал» играет некую оппозицию головному НИИ. То есть, «тоталитарный советский режим» разваливаться ну совсем не хочет и самым бесчеловечным образом мечется в поисках усиления власти – ищет новое оружие. Ну, или пытается подтянуть под него то, что попало в руки.

«Спутник» или?…

С одной стороны, художественный фильм «Спутник»  – это микс из «Чужой», «Хищник», «Живое», «Нечто» и «Прибытие», куда добавили советской экзотики.  Видно, что режиссёр, сценарист  и вся команда в целом – это молодые люди с фантастически извращённым представлением о советском прошлом. Например, на секретной советской базе под охраной одного автоматчика трудятся над разбором какого-то пожарища …зэки.

Художественный фильм Спутник зэки
Кадр из художественного фильма «Спутник». Спецконтингент — зэки

Зэки вполне свободно перемещаются по территории и даже вступают в контакт с Татьяной Климовой.  Жуликов на регулярной основе скармливают инопланетной твари, а сама тварь, как выясняется, питается не человеческой плотью, а вырабатываемым организмом кортизолом – страхом, по сути. Личный состав «филиала» одет в какую-то совершенно идиотскую форму аля «афганка», вооружен странного вида автоматами с огромными оптическими прицелами, полностью лишен чувства сострадания: спокойно наблюдает как «чужой» откусывает черепушку очередной жертве. Чтобы попасть из одного сверхсекретного сектора базы в другой достаточно спрятаться в багажник машины и прикрыться плащ-палаткой — охрана на КПП то ли невнимательна, то ли нелюбопытна. В общем, нелепостей и откровенной дури в фильме хоть отбавляй. Если это – фильм про фантастику в советских реалиях, то это довольно средненькая фантастика, просто притянутая к «стране советов» ради «хайпа», как сейчас говорят, на волне десоветизации.

Напомню, фильм задумывался пять лет назад, когда ещё не было Дудя с Колымой и далеко было до открывающей глаза Зулейхи, так отчетливо показавших современный настрой зрителя.

В общем, «русского «Чужого»», как хотели по собственным признаниям авторы, из фильма не получилось. Думаю, что это было понятно и на съёмочном этапе всем заинтересованным лицам. Тогда почему задействованы такие мощные финансовые и человеческие ресурсы? За что боролись? За фантастический фильм, которому не достичь высот «Чужого»? Или… за фильм-метафору?

Художественный фильм Спутник база
Здание филиала ВНИИСИ

Начальные титры в фильме заставляют предположить, что за последнее — авторы снимали не фантастику, а некую аллегорию на советскую действительность. Дважды появляется дата – 1983 год. Почему именно этот год? Гораздо логичнее взять 1971, когда при спуске на Землю погибли трое наших астронавтов. Но создателям важна эта дата. Это — хронологическая привязка внутренняя и внешняя.

1983 год – всесоюзная премьера очень популярной долгие годы песни «Миллион алых роз». Песня неоднократно исполняется героями фильма.

1983 год – Рональд Рейган назвал СССР «Империей Зла». Напрашивается вывод, что этим режиссёр фильма и сценарист показывают своё отношение к государству, в котором живут  герои фильма.

Художественный фильм Спутник актёры
Художественный фильм «Спутник». Оксана Акиньшина и Петр Федоров. Источник фото

Отсюда легко проводится параллель, что «филиал» — это образ советского государства. За колючей проволокой, с зэками, бездушными военными, тварями, живущими в людях и питающимися человеческим страхом.  И есть другой мир – сам ВНИИСИ, который не посвящен в проблему, но если бы знал, устроил бы всем в «филиале» кузькину мать с трибуналом. Который, хоть и поздно, но приходит на помощь в финале Татьяне Климовой — на черных «Волгах», в белых рубашках и строгих костюмах… Вот вам и окончательная метафора, глобальная сверхзадача фильма: противопоставление. С одной стороны – преступное, тоталитарное государство, имеющего в своём распоряжении монстра, питающегося страхом и мозгами людей, с другой – группа лиц международного института, способная всё это прекратить.

И уже походя вышибается почва из-под наших героев-космонавтов. Хотя бы тем, что, оказывается, моральные качества капитана Вишнякова далеки от совершенства…В общем, сценарная группа художественного фильма «Спутник» накреативила знатно. А смотреть ли этот фильм и с какой позиции – решайте сами.

«Самарафильм» рекомендует

Киностудия "Самарафильм"
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x